Формы для литья

Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или смесь металлов, сплав) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки (от глагола «лить»).

Льячки обыкновенно делались с носиком для слива и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металлом подогревали в пламени и затем жидкий металл наливали в литейную форму, все углубления которой должны были заполняться металлом. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее форму. Качество изделия на девять десятых зависело от качества формы, но, к сожалению, исследователи ювелирного дела изучали очень многие технические приемы, но совершенно не касались самого распространенного из них — литья.

В нашем распоряжении мы имеем мало литейных форм, добытых при раскопках курганов. Так, например, в одном из вятичских курганов XIII в. найдено 10 литейных форм из известняка. Среди них имеются формы? для крестов, для медалевидной подвески, для трехбусинного височного кольца (последняя форма—двусторонняя, но для одной половинки).

Почти все формы односторонние, т. е. такие, которые прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благодаря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а оборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) — гладкая. Литье могло производиться в односторонних формах и без такой гладкой крышки, а прямо в открытых формах. Определяющим моментом здесь является наличие или отсутствие так называемого литка, маленького канальца, через, который металл наливался в форму. Если литка на форме нет (что бывает крайне редко), то металл наливался прямо в горизонтально лежащую форму и оборотная сторона была неровная и ноздреватая. Тонкие вещи лить таким способом нельзя. Если такой литок на форме имелся, то литье производилось так: литейную форму связывали с гладкой крышкой, ставили так, чтобы литок был расположен вертикально, своим воронкообразным отверстием вверх. В эту воронку и лили металл. Если обе половинки формы неплотно прилегали одна к другой, то металл просачивался в щели и образовывал так называемые литейные швы, которые мастер обычно удалял с готового изделия. При односторонней литейной, форме эти швы располагаются ближе к задней плоской стороне изделия.

Для того чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посредине, нужно было при изготовлении формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны быть пустоты. Тогда эти непрорезанные на форме места будут плотно соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не проникнет. Если же нужно было сделать отверстие не в плоскости самой вещи, например ушко для подвешивания к ожерелью, то для этого в форме делался каналец, перпендикулярный литку, и в этот каналец вставлялся лелезный стержень. Металл, вливаясь через литок, должен был обтекать вставленный стержень, и, когда стержень убирали, получалось отверстие. Орнамент, вырезанный на форме вглубь, на готовой вещи, естественно получался выпуклым.

Кроме односторонних форм с гладкой крышкой применялись и двусторонние, т. е. такие, у которых вторая их половина была не гладкой, а также фигурной. Так, например, для того чтобы отлить подвеску, имеющую вид полого конуса, нужно было на одной стороне формы врезать этот конус вглубь, а на другой стороне, наоборот, сделать его выпуклым. Иногда обе половинки формы делались совершенно одинаковыми и вещь получалась симметричной, а литейный шов шел посредине. Для двусторонних форм очень важно взаимное положение обеих половинок, чтобы рисунок одной половинки точно совпадал с рисунком другой. В поздних каменных формах XII—XIII вв. городские мастера нередко делали специальные штифты из свинца, при помощи которых половинки скреплялись совершенно точно. Для односторонних форм такие предосторожности но были нужны.