Из истории художественного литья

Метод литья основан на способности жидкого металла заполнять форму. В мире производят более 90 млн т отливок в год, и приблизительно одна треть из них изготовляется специальными видами литья без применения традиционных песчано-глинистых смесей. Отливки, полученные специальными видами литья, отличаются от отливок, полученных литьем в песчано-глинистые смеси, не только высокой точностью и низкой шероховатостью поверхности, но и более широкими возможностями реализации эстетического замысла художника. Существует много специальных методов литья, однако в книге основное внимание уделено литью по выплавляемым моделям в оболочку, литью по выплавляемым моделям в единые смеси, литью в керамические формы и литью по выжигаемым моделям. Все эти способы литья изложены в применении к изготовлению художественных изделий мелкой, средней и крупной пластики, а также к изготовлению ювелирных отливок. Такие виды литья, как литье вакуумной формовкой, литье на замораживаемом связующем, литье в корковые формы, литье в кокиль и литье в магнитные формы, в книге не приведены, поскольку для производства декоративных и ювелирных изделий указанные процессы применяются крайне редко, а некоторые из них в индивидуальных условиях осуществить вообще невозможно.

Литье — один из самых древних способов обработки металлов. Археологические находки в Египте и Вавилоне подтверждают, что уже в V тысячелетии до н. э. люди умели отливать металл. Памятники античной греческой и римской культур также являются прекрасными образцами литейного дела.

На территории бывшего СССР литье было известно очень давно — еще в период скифской культуры. Например, знаменитый золотой литой гребень из кургана Солоха представляет собой ажурную отливку, изображающую нападение двух скифских воинов на греческого всадника (Государственный Эрмитаж). Не менее интересны горельефные фигуры скифов и лошадей, а также львиные головы и лошади, отлитые из серебра, украшающие никопольскую вазу, найденную в Чертомлыкском кургане на Днепре (Государственный исторический музей). Ваза относится к IV в. до н. э. и представляет собой замечательный памятник скифской культуры.

В раскопках поселений наших предков полян обнаружено не только много медных и бронзовых отливок (ювелирные и культовые изделия), но и орудия производства литейщиков- печи и горны, в которых плавили металл, а также каменные формы для отливки.

На территории России и Украины были найдены бронзовые и золотые украшения, свидетельствующие о том, что нашим предкам были известны процессы литья по выплавляемым моделям.

Первым известным нам русским литейщиком был мастер Константин, отливший в 1166 г. бронзовое паникадило, две его детали нашли при раскопках городища у села недалеко от Брянска. Замечательным мастером был московский колокольный и пушечный литец Андрей Чохов, более 60 лет (с 1568 по 1632 г.) проработавший в первых рядах русских литейщиков и воспитавший большое число учеников. Основным его произведением является Царь-пушка весом 40 т, представляющая собой образец художественного бронзового литья XVI в. Огромный Царь-колокол весом 200 т отлили из колокольной бронзы в 1735 г. И. Ф. Моторин и его сын Михаил.

С конца XVII в. в самостоятельную область начинает выделяться художественное статуарное литье. Одним из первых крупных и скульпторов был Карло Барто-ломео Растрелли, приглашенный Петром I для работы в России. Наиболее значительными его работами являются бронзовый бюст Петра I и статуя императрицы Анны с арапчонком, которую отливали русские мастера Матвеев, Селиванов и Хрептиков, а также конная статуя Петра I, отлитая после смерти Растрелли литейщиком Мартелли. Впоследствии большое влияние на развитие статуарного литья по восковой модели оказал Э. М. Фальконе — создатель «Медного всадника», над которым он проработал 12 лет (1766-1778 гг.) и как скульптор, и как бронзолитейщик.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.