Формовка по пустотелой выплавляемой модели

Формовка по пустотелой выплавляемой модели

Еще одним совершенным способом формовки по выплавляемым моделям без огнеупорной оболочки является способ, при котором оригинал изделия как художественное произведение не уничтожается в процессе литейной формы, а является моделью для изготовления пустотелых выплавляемых моделей. Такой способ отливки изделия состоит из двух процессов: создания по оригиналу изделия пустотелой выплавляемой модели и изготовления по пустотелой выплавляемой модели литейной формы изделия. Рассмотрим процесс получения пустотелой модели.

Гипсовый оригинал укладывают в фальшивую опоку. Поверхность оригинала накрывают тонкой мокрой бумагой и обкладывают слоем глины.

Далее на фальшивую опоку с оригиналом устанавливают опоку и заливают гипсом. В слое гипса оставляют два отверстия, соединяющие гипсовый слой в опоке со слоем глины на оригинале. После затвердевания гипса опоки переворачивают, фальшивую снимают и устанавливают вместо нее вторую опоку. Вторую половинку оригинала, находившуюся ранее в фальшивой опоке, таким же образом покрывают во избежание прилипания глины к ее поверхности. Наносят слой глины и заливают гипсом, оставляя в нем два отверстия, как и в первой опоке.

После затвердевания гипса опоку снимают, с поверхности оригинала удаляют слой глины и бумагу. Затем снятую опоку устанавливают на место.

В пространство, образовавшееся между поверхностью оригинала и гипсом опоки, ранее занимаемое слоем глины, через отверстия в гипсе заливают особую массу, основу которой составляет столярный клей. После застывания такая масса приобретает свойства эластичной резины. После остывания клеевой массы обе половинки опоки переворачивают и снимают нижнюю опоку; затем удаляют с поверхности оригинала, как и в первой опоке, слой глины и бумагу, устанавливают снятую опоку вновь и заливают пространство клеевой массой.

Форму разнимают и удаляют оригинал. При этом эластичность клеевой массы, несмотря на наличие на поверхности оригинала различного рода извилин и углублений, дает возможность снять верхнюю опоку и удалить оригинал из нижней опоки, не повредив стенок клеевой рубашки и оригинала.

Внутреннюю поверхность клеевой рубашки обеих полуформ покрывают лаком и наносят на нее кистью слой воска.

Форму вновь собирают и заливают в ее полость расплавленную канифоль. Затем канифоль выливают из формы, при этом часть ее остается на стенках полости формы. Повторив несколько раз заливку канифоли и выливание, на внутренней поверхности формы получают слой канифоли, равный толщине стенки модели будущей отливки.

После затвердевания слоя канифоли с него осторожно снимают опоку с гипсом и клеевой рубашкой. Образовавшийся в результате канифольный слой и является пустотелой выплавляемой моделью, изготовленной по оригиналу отливаемого изделия. Освободившиеся опоки с гипсом и клеевой рубашкой подготавливают для получения следующей модели.

Создание литейной формы по такой модели начинают с изготовления в ней стержня. В полость модели устанавливают специальный каркас, концы которого выходят из модели и служат для крепления стержня в форме, затем в полость модели с установленным каркасом заливают жидкую стержневую массу. После затвердевания модель поступает на формовку.

Полученная выплавляемая модель требует особой аккуратности. Поэтому небольшие литейные формы по таким моделям часто изготовляют из жидкой формовочной смеси. Опоку вместе с моделью подвергают сушке, в процессе которой канифольная оболочковая модель выплавляется. При выплавлении модели часть канифоли впитывается в стенки формы и стержня. Такой слой при соприкосновении с жидким металлом сгорает, оставляя на стенке формы копоть, улучшающую чистоту поверхности отливки.