Технология изготовления декоративных изделий из полосового материала

Вначале для примера рассмотрим две технологии изготовления декоративных решеток. Фрагмент первой решетки состоит из рамки, в которую вделаны две волюты. Для изготовления двух волют берут полосовой материал (размером 3 х 16 мм), отрубают зубилом или на подсечке заготовки требуемой длины, затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону заданные волюты. Концы их необходимо заковать (в нагретом состоянии) в плотный «глазок». Квадратную рамку делают, изгибая полосу под углом 90° и соединяя концы заклепками или кузнечной сваркой. В тонкой полосе отверстия диаметром 2-3 мм можно просверлить или пробить пробойником. Затем рамку собирают путем склепывания концов. Если же необходимо концы рамки соединить кузнечной сваркой, то их нагревают под слоем флюса до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и, нанося удары молотом, сваривают.

После того как рамка будет подготовлена, в нее вставляют откованные волюты и соединяют их с рамкой с помощью скобки — перехвата.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Вначале необходимо изготовить шаблон для завитков, потом из полосы согнуть завитки, собрать их в пары, а затем смонтировать всю рамку.

Небольшая каминная решетка может быть изготовлена так: берем полосу и оформляем, состоящее из двух волют и стилизованного цветочка. Затем делаем заготовки для основы решетки: изгибаем три валюты, оформляем завитки на верхнем и нижнем горизонтальных стержнях рамки, отрезаем от длинной заготовки пять одинаковых стоек и подготавливаем пять перехватов. После этого свариваем (можно при помощи электросварки) рамку, привариваем пять стоек и соединяем с помощью перехватов четыре волюты в основе и еще две маленькие волюты сверху.

При помощи этих же несложных технологических операций можно изготовить и декоративный ножик для бумаги. Из листового металла (лучше из латуни или бронзы) вырезаем заготовку ножа, оформляем лезвие, а со стороны ручки разрезаем ее на пять частей. Две крайние полосы закручиваем в большие завитки, две средние получают продольную скрутку, а их концы закручиваем в маленькие завитки, на центральном стержне делаем только фигурный крючок на конце. После этого места соединений у основания ручки перекрываем скобами-перехватами. Окончательная доводка ножа осуществляется при помощи напильников с последующей шлифовкой и полировкой. Рассмотрим некоторые другие изделия кузнецов.

Изящные по форме цветочные композиции учащихся украинских художественных вузов. Среди изделий молодых украинских кузнецов есть и такие сложные работы, как кованый столик с пивными кружками.

Уникальные работы председателя Московского творческого союза кузнецов, заслуженного художника РФ Валентина Воробьева. Работая в смешанной технике (ковка и сварка), он создал уникальные произведения философского плана: летящий на всех парах паровоз из прошлого в настоящее и «Святой Гермоген Московский» — изображение русского патриарха (1506-1612), который рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против польских интервентов (умер в заключении у интервентов).

В августе 2009 г. в выставочном зале «Новый Манеж» была проведена юбилейная выставка В. Воробьева, на которой были представлены многие другие его философ-ско-фантазийные скульптурные работы.

Основной инструмент при дифовке и выколотке. Молотки — основой инструмент при дифовке и выколотке, они имеют самые разнообразные формы, массу и могут быть изготовлены из различных материалов. При выколотке мастер имеет дело с разнообразными опорными инструментами: наковальнями, шпераками, всевозможными подкладными вставками. Принцип дифовки заключается в том, что при ударе молотком по листовому металлу происходит местное сплющивание металла, т. е. уменьшается его толщина, что приводит к увеличению площади. Таким образом, если взять круглую плоскую заготовку, положить на наковальню и начать обрабатывать молотком ее центральную часть, то лист начнет изгибаться и приобретать форму сферы. Концентрируя удары в определенных местах и применяя разнообразный ударный и подкладной инструмент, можно получить объемные изделия различной формы.

При глубокой вытяжке по краям заготовки образуются гофры, которые при последующей обработке необходимо «посадить», т. е. распрямить. Процессом образования гофр можно управлять, если предварительно наметить их круглогубцами или при помощи специальных молотков и оправок. При этом надо следить, чтобы гофры были низкими и широкими и не завалены в какую-либо сторону. Необходимо обращать внимание и на чистоту рабочей поверхности и инструмента. Ударная поверхность молотка и опорная поверхность наковальни или оправок должны быть хорошо закалены и отшлифованы, чтобы на поверхности металла не образовывались царапины и трещины, которые при дальнейшей обработке приводят к разрыву металла изделия.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.