Опорный и подкладной инструмент

Наиболее ответственной и сложной работой было изготовление стенки — выполнение ее доверялось самым опытным мастерам высшей квалификации. Специалистов по отковке стенок называли наводильщиками. Они получали прямоугольные листы латуни (так называемые карты) и начинали «наводить стенку» по следующей технологии: отжигали лист, а затем свертывали в цилиндр, конус и т. д. и края спаивали. Затем форму надевали на чугунную оправку и под ударами молотков различных конфигураций придавали ей заданную форму. Сама оправка крепилась на кобылине- длинном железном стержне с утолщениями на концах, на один из которых садился мастер, а на другой надевалась чугунная оправка. Форма оправки стенки самовара делалась гладкой или граненой, со сложными замысловатыми.

В зависимости от формы тулова различают и названия самоваров: банка имеет простую цилиндрическую форму без; рюмка — коническую форму; другие варианты — ваза, шар и т. п. А если поверхность имеет ребра и грани, то к основному названию самовара добавляют слово «гранный». Например: рюмка гранная или двугранная.

В настоящее время размер самоваров определяют объемом воды в нем, а раньше — длиной окружности в вершках на уровне ручек. Если длина составляет 15 вершков, то и самовар — пятнадцативершковый.

Кувшин — внутренняя труба самовара — состоит из двух частей: цилиндрического низа и горла с заплечиками, которые сваривают между собой в единое целое.

Крышку и шейку изготовляют из листовой латуни на давильных станках.

Поддон, круг, детали краника (корпус крана, стебло, ветка, репейка), ручки — все эти детали раньше изготовляли литьем. Литые детали имели красивые оригинальные формы и украшали самовар. Круги оформлялись кружевными свесами и назывались цветными, поддоны имели стойки в виде массивных звериных лап, и каждый самовар украшался своей веткой, форма которой практически не повторялась.

После изготовления всех необходимых деталей самовара проводили их очистку от оксидов и жиров, т. е. их «квасили» в слабом растворе серной кислоты, лудили и передавали на сборку.

Лудильный цех обычно имел несколько открытых горнов со слабым дутьем или вообще без дутья, а в качестве полуды применялся сплав, состоящий из 80 частей олова и 20 частей свинца.

Собранный самовар поступал в разборный цех, где его полностью разбирали, проверяли качество изготовления, сборки и подгонки всех деталей, испытывали на герметичность и при необходимости устраняли имеющиеся дефекты. И только после этого направляли самовар на полировку и далее на никелировку.

Технология изготовления медной посуды (тазов, чайников, мисок, подносов, кувшинов и кумганов) значительно проще, чем самоваров. Изделия формируют при помощи разнообразных молотков и оправок. Для изготовления посуды из листа применяли опорный инструмент — желоби — чугунную плиту с углублением для краев дна у чайников, ведер и других подобных изделий; более глубокую вытяжку делали на ней же вытягивали и «носик» у кувшинов. Технология вытяжки сферы на плоскости показана на.

Наряду с ручной технологией изготовления существовал способ обработки листовых материалов из золота, серебра, меди и других пластичных металлов на давильных станках.

Для изготовления на давильных станках изделий, у которых горловина имеет меньший диаметр, чем у основания (или в середине), необходимо применять разборные шаблоны и после окончания работы вынимать их поэлементно из сосуда.

Чеканка — это художественная обработка листового металла при помощи чеканов — металлических стержней с разнообразными формами рабочей части.

Чеканка по золоту и серебру широко применялась народами Причерноморья и Кавказа задолго до новой эры. В музеях страны можно встретить изумительные по красоте и технике исполнения чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами IV-VII вв. до н. э.

Высокого уровня достигла чеканка в домонгольский период в городах Киевской Руси в IX-XI вв. Наиболее богатую форму орнаментации чеканка получает в ювелирных, культовых, бытовых и декоративно-прикладных изделиях в XVIII-XIX вв., в период широкого дворцового строительства.

Наиболее удобны чеканы шестигранного сечения с некоторым утолщением посередине, но могут применяться и круглого сечения диаметром 10-20 мм. Материал чеканов — инструментальная или углеродистая сталь 45, 40Х, У7, У8. Рабочая и ударная части чеканов должны быть закалены до твердости 40-45 единиц HRC и отполированы.

Трубочки имеют вогнутую сферическую поверхность с кольцевым ободком и применяются для создания сферических выступов.

Рисунчатые чеканы имеют линейчатую или точечную структуру на рабочей поверхности и применяются в основном для отделки фона.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.