Изделия из серебра

Серебро в XVIII в. было самым популярным металлом. Столовые сервизы — иногда на 3 тыс. персон — состояли из суповых мисок, тарелок, блюд, подносов, солонок и других изделий. Из серебра делали подсвечники, бра, рамы для картин и зеркал, письменные и туалетные наборы, табакерки, мебель и многое другое.

Большое количество изделий из серебра было создано во Франции в эпоху рококо при Людовике XV (1710-1774). Ювелиры в это время изготовляют мелкую утварь, табакерки, баночки, набалдашники для тростей, флаконы, швейные принадлежности и т. д. Особенно ценились золотые табакерки.

К шедеврам английского ювелирного искусства принадлежит серебро королевы Анны (1665-1714), которое отличается простотой и благородством форм. Особо следует отметить ювелира-художника Р. Адама (так называемое Адамово серебро). Он создавал вазы с крышками, коробочки, кувшины, блюда и подсвечники.

В XIX в. наиболее ценные изделия из драгоценных металлов появились в начале столетия, в эпоху Наполеона. Проекты ювелирных изделий разрабатывали императорские архитекторы Персье и Фонтен, а изготовляли их мастера Одио, Бьенне и Огюст.

В начале XX столетия произошел временный подъем художественного творчества в ювелирном деле под названием «югендстиль».

Стали использоваться также традиции японского искусства.

Высокого уровня достигло ювелирное дело в Древней Руси, где оно играло важную роль в общественной и культурной жизни. Большой интерес представляют памятники ювелирного искусства Киевской Руси, Древнего Новгорода — исключительные по художественной выразительности и уровню ремесла. Разнообразием используемых ювелирных приемов отличались произведения серебряников Владимиро-Суздальской Руси, применявших чеканку, скань, эмалирование, чернь, резьбу и позолоту.

С XVIII до начала XX в. в ювелирном деле в России применяются те же стили, что и во Франции. Мастерство русских ювелиров оказалось таким высоким, что лучшие их произведения сохранили художественную ценность по сегодняшний день. Так, в начале XX в. мировую известность приобрела петербургская фирма «Карл Фаберже», получившая на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. Мастера этой фирмы широко применяли все виды эмальерной техники: живописную и оконную эмаль, эмаль по скани и по поверхности и т. д. Ни одно ювелирное предприятие Европы не выпускало изделий с эмалью таких разнообразных оттенков.

Черты самобытности и подлинной художественности сохранило народное ювелирное искусство, непосредственно связанное с национальным костюмом и народным бытом. Наиболее ярко они проявились в традиционных ювелирных украшениях, для выполнения которых, как правило, использовалось серебро. Мастера из народа прекрасно владели всем арсеналом ювелирной техники — от примитивного литья до изысканной тончайшей филиграни, часто сочетая при изготовлении одного изделия разные приемы.

Комментарии запрещены.