Бронзолитейщики

Крупнейший бронзолитейщик начала XIX в. В. П. Екимов (1758-1837) усовершенствовал способ литья по восковой модели и отлил немало крупных монументальных скульптур, в том числе памятник Минину и Пожарскому в Москве по модели скульптора И. П. Мартоса (1818 г.). Скульптор П. К. Клодт (1805-1867) отливал не только свои произведения, но и других скульпторов и довел до совершенства сложнейшую технологию отливки крупных фигур по восковым моделям. Отлитая им статуя Николая I представляет собой шедевр литейного искусства.

Мировую известность получили художественные отливки уральских заводов в Касли и Кусе. Начиная с 1800 г. они славятся камерной чугунной скульптурой, включая и тончайшее ажурное, почти ювелирное литье, например миниатюрные цепочки, каждое звено которых едва превышает в длину 3 мм
и весит не более 0,5 г.

Для художественного литья нашего периода характерны механизация литейного производства, освоение новой техники, внедрение новейших методов литья, таких, как кокильное, оболочковое, центробежное и др. Кроме того, на новой основе развиваются и старые способы литья, например статуарное литье по восковой модели, в котором сложные составы формовочных смесей из органических компонентов заменены неорганическими материалами, позволяющими отливать не только бронзовые, но и чугунные монументальные фигуры с высокой степенью точности. Современные способы литья позволяют отливать изделия различного веса — от нескольких граммов из драгоценного металла до крупных статуй и памятников из чугуна и бронзы.

Ювелирные изделия. Литье из драгоценных и цветных металлов — это особый вид литья, имеющий особую технологию и собственную историю. Золото, серебро, платина были известны человеку еще с незапамятных времен. Люди находили их в виде самородков, отличавшихся не только красивым внешним видом, но и замечательными физико-механическими свойствами: невысокой температурой плавления, легкостью механической обработки и т. д.

Общее представление об античном ювелирном деле дали раскопки курганов Причерноморья VI-V вв. до н. э. и памятники Прикубанья, относящиеся приблизительно к тому же периоду.

Гильдесгеймские сокровища (I в. н. э.) из Эрмитажа, Нормандский и Бернейский клады (II-III вв.), хранящиеся в Париже, и ряд других дают представление о ювелирном деле начала новой эры. С распадом Римской империи массовое искусство в Европе, в том числе и ювелирное дело, пришло в упадок, а центр ювелирного производства переместился на восток, в Византию. Стремление к роскоши в то время было характерно для Востока, что вызвало резкое увеличение производства драгоценных металлов.

В Европе ювелирное дело сохранилось в галльских и германских колониях, во Фландрии и Англии. Новый подъем этого искусства наступил около X в. В Германии ювелирным искусством занимались в монастырских мастерских Трира, Эссена, Регенсбурга, а также в светских мастерских Лотарингии. Во Франции в раннем Средневековье искусство художественной обработки драгоценных металлов развивалось в мастерских Реймса и Лиможа.

До XIV в. основным заказчиком изделий из драгоценных металлов была Церковь. В XV-XVI вв. началось общее увлечение дорогими ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В это время ювелирное дело, которое концентрировалось во Флоренции, Риме и Венеции, приняло скульптурные формы. Стали преобладать хрустальные сосуды в оправе из драгоценных камней и металлов. Работы ювелиров этого времени до сих пор поражают воображение. Наиболее известным ювелиром эпохи Возрождения был Бенвенуто Челлини, автор прославленной «Солонки Франциска I». Изделие отличают виртуозное исполнение, игра золота, серебра и эмалей, обилие драгоценных камней и заимствованные из мира природы мотивы.

В Европе XVI-XVII вв. процветало барокко, стремившееся к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Во времена Контрреформации церкви одаривались дорогими ювелирными изделиями. Настоящими произведениями искусства выглядели потиры, дарохранительницы, которые делали из чистого золота или позолоченного серебpa. Их декорировали чеканными узорами, филигранью и сканью в сочетании с цветными камнями и эмалью. Из серебра делали целые алтари и гробницы с фигурами погребенных. Но все же излюбленными предметами ювелирного дела остаются блюда, парадные кувшины, лохани и кубки. Популярными становятся кружки и стопки с откидной крышкой. Поверхность крышки заполняется чеканным или литым декором.

Комментарии запрещены.