Расчет шихты драгоценных металлов

При выборе и расчете шихты учитывают особенности отдельных шихтовых материалов, их физико-химические свойства. Кроме того, необходимо принимать во внимание методику ведения процесса плавки, конструкцию применяемого плавильного агрегата и род топлива (тигельные печи, электрические или работающие на жидком или газообразном топливе), так как это в немалой степени влияет на величину потерь металлов при плавке.

Для расчета шихты необходимо иметь следующие данные: 1) химический состав приготовляемого сплава, принимаемый за основу при расчете шихты; 2) исходный состав исходных шихтовых материалов; 3) величина потерь металлов в процессе приготовления сплава (угар).

Химический состав приготовляемых сплавов и допускаемые пределы содержания отдельных компонентов устанавливаются соответствующими техническими условиями или ГОСТами, а иногда практическими знаниями литейщика.

Обычно расчет шихты ведется по одному из четырех методов, которые в дальнейшем будут приведены в виде примеров.

Литье с камнями

В настоящее время изготавливают литье ювелирных изделий с камнями. Это вызвано тем, что крепить камни в восковую модель гораздо проще, чем в металл, затекающий вокруг камня. Он прочно удерживает камень в готовом изделии. Обычно так изготовляют ювелирные изделия с синтетическими камнями, поскольку они при температуре заливки не теряют свой блеск и цвет. Особенную популярность получили фианиты. Чтобы закрепить камни в модели, сначала изготовляют посадочное место для камня мастер-модели. Для этого делают зубцы и фасетки по вставляемому камню с учетом усадки резины. Зубцы аккуратно загибают по закрепляемому камню так, чтобы они плотно на него ложились.

Для крапановой закрепки изготовляют из простого стекла образец, который точно воспроизводит форму вставляемого камня. Затем в модели подготавливают посадочное место и в него устанавливают стеклянный образец. Крапана обжимаются.

Мастер-модель нагревают до 600-700 °С и резко опускают в воду. Стеклянный образец растрескивается и ломается, после чего его удаляют молотком. Прочитать остальную часть записи »

Анализ технологического процесса

Для проведения сравнения литья по выплавляемым моделям обратимся к технологическим процессам литья в оболочковые формы (ЛПВМ), и литья эстрих-процессом «Технологический процесс изготовления отливок в единые гипсовые смеси (эстрих-процесс)». Следует отметить, что при литье эстрих-процессом чистота поверхности и точность размеров отливок очень высокие и часто не требуют дополнительной обработки (шлифовки и полировки), что крайне важно при получении ювелирных изделий. При литье эстрих-процессом практически все операции можно осуществить в домашних условиях, поскольку технологический процесс, оборудование и материалы позволяют получать ювелирные отливки высокого качества, изготовив самостоятельно ряд несложных приспособлений. Для оказания помощи начинающим ювелирам-литейщикам авторы решили иллюстрировать технологический процесс литья в единые смеси рядом рисунков.

Далее приводится подробное описание традиционного технологического процесса литья ювелирных изделий в единые гипсовые смеси (эстрих-процесс) с указанием необходимых режимов ряда операций, используемых материалов, приспособлений и оборудования. Прочитать остальную часть записи »

Литье изделий из платины, палладия и иридия эстрих-процессом

Освоения литья из тугоплавких и химически активных материалов связано со значительными трудностями, с некоторыми из которых мы столкнулись выше. Это применение принципиально нового оборудования, другой технологии плавки и заливки, а также применение специфических материалов. Температура плавления этих материалов превышает 1600 °С.

Наряду с этими трудностями мы сталкиваемся с высокой активностью тугоплавких сплавов при высокой температуре заливки, которая требует их выплавки в контролируемой атмосфере или в вакууме. К счастью, к большинству сплавов платиновой группы это не относится. Единственное, на что следует обратить пристальное внимание, — это материалы высокой огнеупорности и инертности.

Учитывая сложность обработки сплавов платиновой группы и высокую стоимость, стараются получать новые изделия с минимальными припусками и поэтому применяют ЛПВМ с принудительным заполнением формы металлом.

Расчет необходимого количества металла для заполнения формы

Сначала следует взвесить восковой блок. Если удельный вес золота 585-й пробы равен, например, 13,07 г/см3, то полученный вес елочки в граммах следует умножить на 13,07. Далее к полученному результату следует добавить вес литниковой чаши. Это и будет необходимое количество металла для заливки формы. Дополнительное количество металла подбирается опытным путем для каждой опоки. Оно обычно составляет приблизительно 15-20 % от веса остального металла.

Так как при заливке металл остается в литниковой чаше, отливки при кристаллизации им подпитываются. Если металла недостаточно и нет нормальной литниковой чаши, то в отливках могут быть поры. Если же в чаше еще есть немного металла, а стояк тоньше массы отливки, то стояк затвердевает раньше них и начинает вытягивать металл из отливок, что может вызвать образование пор.