Удаление жидкой фазы из затвердевшей суспензии

В процессе отверждения керамика достигает эластичного состояния, при котором следует снять форму с оснастки. В противном случае из-за продолжающейся усадки керамика сильно обожмет охватываемые части оснастки, что затруднит съем формы с модели и приведет к появлению трещин.

С отвердевшей формы перед заливкой металлом удаляют жидкую среду. Эта операция ответственна, так как именно при ней в форме возникают макротрещины. Учитывая нестабильность процесса жидкой фазы, используются разнообразные способы его осуществления, которые могут быть ускоренными, замедленными и комбинированными.

Наиболее широко применяются ускоренные способы, а из них — способ поджигания на воздухе. При этом удаляется 80-90 % жидкой фазы. (Оставшуюся часть удаляют при последующем обжиге.)

Замедленные способы обеспечивают равномерное удаление жидкой фазы по всему объему формы, что является основным условием получения керамики с минимальными усадкой, деформациями и трещинами. Последующая сушка должна быть достаточно умеренной. Прочитать остальную часть записи »

Литниковые системы

При литье по выплавляемым моделям литниковая система является системой каналов, через которые заливают в формы сплав и осуществляется питание отливки во время ее затвердевания, а также несущей конструкцией, удерживающей модели, оболочку или единую смесь в период изготовления формы. Следовательно, при определении конструкции и размеров литниковой системы необходимо учитывать условия получения качественных отливок и механическую прочность литниковой системы.

Рассмотрим два типа наиболее распространенных литниковых систем, причем оба эти варианта можно применять как при литье по выплавляемым моделям в оболочковые формы, так и в случае ЛПВМ в единую смесь.

К первому типу относятся системы, в которых металл подводится в массивные узлы отливок. Литниковая система не имеет специальных питающих элементов типа прибылей, а также элементов, определяющих скорость заливки и задерживающих шлаки и окислы. Массивные узлы отливки питаются через стояк или коллектор . Питатель  должен затвердевать после отливки . Прочитать остальную часть записи »

Сущность процесса

Шоу-процесс точного литья состоит из восьми операций:

1. Изготовление увеличенной модели с учетом усадки и припуска на плоскость разъема. В без разъемных сложно профильных отливках, модели которых выполняются один раз (например, из воскообразных составляющих, парафина, стеарина, полистирола), припуска, связанного с плоскостью разъема, не требуется.

2. Создание модельной оснастки — верстачных ящиков. Модельная оснастка изготовляется из гипса или дерева.

3. Приготовление быстротвердеющей суспензии.

4. Выполнение точных огнеупорных форм с моделей в течение не более 3 мин. Сложно профильные художественные модели удаляются через литниковую систему во время вытопки, а наиболее простые, но больших габаритов извлекаются механически из открытой формы, когда масса формы находится в резиноподобном состоянии.

5. Прокаливание огнеупорных форм проводится либо в неразъемном состоянии для художественных сложно профильных отливок рабочим отпечатком вверх, либо в разобранном состоянии, если много кусковая форма состоит как минимум из двух частей. Прочитать остальную часть записи »

Проектирование отливок

Общие положения

При разработке художественной отливки художник, конечно, в первую очередь заботится о воплощении художественного образа своего произведения, но он должен помнить, что любое его творение должно быть достаточно технологичным. Если художник создает художественную отливку, то следует помнить, что законы технологичности необходимо соблюдать как в технических деталях, так и в художественных. Сообщаем эти особенности. Литьем по выплавляемым моделям изготовляют. сложные по конструкции отливки с повышенной точностью размеров и чистотой поверхности.

Их масса колеблется от нескольких граммов до 500 кг. Наиболее целесообразно изготовлять отливки массой 0,3-12 кг.

Число отливок в партии определяется в зависимости от их художественной конфигурации и времени, в течение которого производится выпуск литья.

По выплавляемым моделям получают отливки размером от нескольких миллиметров до 1,25 м с точностью по 4-8-му классам (ОСТы 1010,1014 и 1015). Точность изготовления отливок зависит от номинального размера отливки, а также от степени налаженности изготовления и соблюдения технологического процесса. Прочитать остальную часть записи »

Последовательность операций при изготовлении отливок

В настоящем разделе приводим уточненную последовательность операций при изготовлении отливок при полной технологической и практической подготовленности по сравнению с укрупненной, приведенной в разделе «Сущность процесса».

1. Подготавливают модельную оснастку, осматривают ее и смачивают одним из разделительных составов.

2. Приготавливают гидролизованный раствор этилсиликата согласно рецептурам типовых составов растворов. Приготовленные растворы можно хранить в герметичной посуде в прохладном месте 7-10 дней.

3. По объему заливаемой оснастки берут требуемую массу связующего и огнеупорных наполнителей.

Рекомендуется использовать огнеупорный материал с малым коэффициентом термического расширения (шамот, маршалит, силлиманит). Кристаллический кварц в виде песка и пыли наименее желателен.

4. В небольшую долю суспензии вводят рассчитанный объем гелеобразователя (например, спиртовой раствор HQ — 3-5 % от массы связующего или 15-процентный водный раствор NaOH — в количестве 24 см3 на 1 дм3 связующего), после перемешивания выливают в фарфоровую чашку и включают секундомер для проверки времени гелеобразования. Прочитать остальную часть записи »