Подготовка форм к заливке металлом

В зависимости от конфигурации художественной отливки форма может состоять из одной части и заливаться в открытом виде или из двух или нескольких частей, и тогда ее заливают после сборки. Сборку формы производят склеиванием частей или их сборкой с последующим пригружением и промазыванием по периметру линии разъема.

Склеивают керамические формы суспензией на основе жидкого стекла с наполнителем — маршалитом, шамотом и т. д. Склеивание производят после обжига или обработки пламенем газовой горелки, когда формы горячие. Жидкостекольная суспензия быстро высыхает с образованием прочной связки. Если полуформа холодная, то подогревают суспензию и после ее нанесения подсушивают газовой горелкой. Склеивание производят до или после обжига в зависимости оттого, в горячую или холодную форму заливают металл.

Важным технологическим преимуществом применения сборных форм помимо высокой скорости операций является то, что после обжига каждую полуформу можно осмотреть и исправить дефекты непосредственно перед заливкой. Прочитать остальную часть записи »

Литье в постоянные формы

При изготовлении художественных отливок различными способами литья выявляется такая закономерность: сложнопрофильное литье получают в разовые формы, а достаточно простые по своей конфигурации отливки отливаются в постоянных формах. В основном это происходит потому, что большинство художественных отливок сложного профиля извлечь из постоянной формы либо затруднительно, либо невозможно. Второй причиной, ограничивающей применение постоянных форм (кокилей, пресс-форм), является процесс их изготовления, достаточно трудоемкий и длительный. Кроме того, стойкость металлических форм при литье черных и цветных сплавов, температура плавления которых больше 750 °С, не превышает 200-400 циклов теплосмен. Поэтому в кокили и пресс-формы для литья под давлением отливают сплавы на алюминиевой основе (силумины) и легкоплавкие сплавы.

Из всего сказанного следует, что для большинства художественных отливок литье в постоянные металлические формы малоперспективно. Тем не менее литейщики, специализирующиеся в области прикладного искусства, должны иметь представление и об этих технологиях, поскольку нельзя исключить возможность того, что при определенных условиях они найдут применение. Прочитать остальную часть записи »

Литье в каменные формы

Технология отливки в каменные формы достаточно полно рассмотрена Б. А. Рыбаковым. Трудности обработки камня ограничивали область использования этих форм. Изучение сохранившихся каменных форм приводит к следующим выводам о сроках их службы. Каменные формы для отливки сравнительно сложных изделий представляют собой обломки с довольно четко сохранившимся рельефом. При многократных заливках именно мелкие детали рельефа страдали в первую очередь. Относительная хрупкость камня, недостаточная его термостойкость приводили к раскалыванию формы.

Материал имеющихся каменных форм достаточно разнообразен, например шифер, сланец. Большинство же форм, по выводам Б. А. Рыбакова, изготавливались из известняка, т. е. материала меньшей хрупкости, но не позволяющего получить тонкий и чистый рельеф. Этим, возможно, объясняется факт получения в таких формах примитивных изображений.

Методы древнерусского литья в современных условиях

Общие сведения

Медная литая пластика — изготовление предметов религиозного культа из медных, реже из серебряных и свинцовых сплавов. Эти предметы изготавливались с древнейших времен. Сформировавшись в домонгольское время, обретя национальные черты в XIV-XV вв. под влиянием иконописи, став в XVI в. явлением церковного искусства, металлопластика не исчезла и в настоящее время.

Имеются довольно многочисленные публикации (свыше 330 работ), в которых отмечается большая трудность датирования предметов медной литой пластики, причем основным препятствием служит определение способов литья, с помощью которых они изготовлены.

Благодаря исследованиям В. М. Тетерят-никова по технологии литья древнерусских умельцев были установлены следующие способы изготовления моделей, форм и отливок:

• литье в каменные формы;

• литье по восковым моделям;

• литье в глиняные формы;

• литье в песчано-глинистые формы;

• литье в формы, изготовленные на березовых грибах.

Расчетное количество формовочной смеси

Расчетное количество формовочной смеси и дистиллированной воды (0,32-0,42 л на 1 кг смеси) тщательно перемешивают и вакуумируют при давлении не более 10 мм
рт. ст. в течение 2-3 мин для удаления воздуха. Провакуумированную формовочную суспензию заливают в металлическую опоку. После этого опоку или несколько опок снова вакуумируют в течение 2-3 мин при давлении не более 10 мм рт. ст., после чего происходит затвердевание формовочной смеси. Через 40-60 мин после окончания процесса формовки снимают с опок резиновые уплотнители и подрезают формовочную смесь на торцах литейной формы. Выплавление модельного состава из литейной формы производится с помощью пара или в сушильном шкафу при температуре от 90 до 100 °С в течение 1-3 ч.

Прокаливание литейных форм осуществляется в прокалочных печах по специальному режиму: нагрев от 20 до 150 °С — 0,5 ч; выдержка при 150 °С — 3 ч; нагрев от 300 до 750 °С — 3 ч; выдержка при 750 °С — 3 ч. Охлаждение опок осуществляется со скоростью 2 °С в 1 мин.

Плавка сплавов серебра марок СрМ916 и СрМ875 производится следующим образом. Прочитать остальную часть записи »