Изготовление боевого и наградного оружия

Большое внимание кузнецы уделяли изготовлению боевого и наградного оружия: мечей, топоров, пик и т. п. Мастера-оружейники в совершенстве владели секретами изготовления мечей из высокоуглеродистых сталей типа булата или русского булата — харалуга. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о булате, так как этот сплав железа с углеродом, обладающий уникальными свойствами, до настоящего времени до конца не исследован, о нем пишут научные статьи и монографии. Впервые в России с научной точки зрения начал изучение булатных сталей Павел Петрович Аносов (1799-1851), выдающийся ученый-инженер и горнозаводчик. Он говорил, что «под словом „булат" каждый россиянин привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь». Родиной булата считается Индия, в которой «варились» лучшие сорта вутцев — заготовок из литой стали в виде лелешек диаметром примерно 13 см и толщиной около 1 см. Масса такой лепешки составляла чуть больше килограмма. Следовательно, для изготовления меча массой 1,5-2,5 кг
требовалось 2-2,5 вутца. Прочитать остальную часть записи »

 дизель-генератор

Плавка и разливка металла для литья по выплавляемым моделям как для промышленного, так и индивидуального художественного литья характеризуется необходимостью одновременного получения небольшого количества металла и разливкой его малыми порциями в литейные формы. В принципе металл можно плавить в плавильных печах любой конструкции и производительности. Его можно плавить:

• в тиглях, нагреваемых теплом от горения различного топлива,

• в электрических дуговых печах,

• в электрических печах сопротивления,

• в индукционных сердечниковых печах,

• в индукционных бессердечниковых печах.

Однако для литья по выплавляемым моделям наибольшее распространение получили индукционные бессердечниковые печи, где металл находится в огнеупорном тигле, находящемся внутри индуктора. Емкость печей равна 60 либо 160 кг. К ним в первую очередь относятся печи ИСТ 006 и ИСТ 016. Обе печи работают от машинных генераторов.

Есть печи, работающие от ламповых генераторов. Специально для центробежного художественного литья и для ювелирных отливок созданы малые печи сопротивления, которыми укомплектованы центробежные и вакуумные установки. Прочитать остальную часть записи »

Техника безопасности

Читателям, желающим получать отливки в условиях, не приспособленных к плавке жидкого металла, т. е. в квартире или на даче, можно рекомендовать следующее.

• Необходимо обеспечить личную защиту, т. е. работать в головном уборе, например в войлочной шляпе, кепке или берете.

• Одежда должна быть сделана из грубой ткани.

• Рубашку следует надевать навыпуск, не заправляя в брюки.

• Плавку, заливку, механическую обработку отливок и прочее следует проводить в защитных очках (не в тёмных).

• Ноги должны быть в войлочных укороченных валенках или в высоких галошах; в крайнем случае, в ботинках без шнурков, которые в случае необходимости можно быстро сбросить с ног, не нагибаясь.

• Брюки нельзя заправлять в обувь.

• При работе с жидким и горячим металлом использовать рукавицы из грубой ткани (лучше всего из брезента).

• Нагревательные печи и прочие электрические установки и приспособления должны быть заземлены.

• Помещение и особенно рабочее место должны быть хорошо освещены.

• Полы в помещении должны быть выполнены либо из негорючего материала (лучше всего металлические), либо покрыты резиновым или асбестовым ковриком. Прочитать остальную часть записи »

Закрепка камней в резиновых пресс-формах

Сначала изготовляют мастер-модель с закрепленным камнем. Затем изготовляют резиновую пресс-форму и разрезают ее так, чтобы получилась лунка для камня. В нее укладывают камень и собирают пресс-форму. После сборки пресс-форму заполняют воском. Крапана плотно облегают камень. Укладку камней в резиновую пресс-форму надо проводить так, чтобы грани камней совпадали с гранями пресс-формы. Следует помнить, что если камень в мастер-модели имел диаметр 2 мм, то камень, укладываемый в пресс-форму, должен быть 1,9 мм, так как пресс-форма уменьшается в размерах при вулканизации.

При литье ювелирных изделий с камнями используют специальную формомассу Ston-ecast. Эта масса предохраняет камни от высокой температуры заливки. Смесь готовят из 100 частей порошка и 38 частей воды. При использовании этой формомассы можно проводить отжиг при 630 °С без разрушения камней, а других масс без специальных добавок — при 500 °С. Термообработка формы проводится в соответствии с графиком. Температура заливаемого металла не должна превышать 550-600 °С. Прочитать остальную часть записи »

Дефекты отливок центробежного литья по выплавляемым моделям и способы их устранения

При соблюдении технологии на всех стадиях изготовления отливок получаются качественные изделия, максимально приближенные к оригиналу по форме и размеру, с гладкой поверхностью, с минимальным припуском.

При нарушении же технологии литья могут возникнуть различные дефекты в некоторых отливках. Ниже приведены виды дефектов, возможные при литье цветных и драгоценных металлов.

1. Недолив — отсутствие части или детали отливки.

2. Пригар — наплывы неправильной формы с шероховатой поверхностью.

3. Трещины — щели или углубления в теле отливок.

4. Корольки — сферические выступы на поверхности отливок.

5. Неслитины — отливки не сплошные, не монолитные, слоистые.

6. Облой — плоский ободок неправильной формы вокруг отливки.

7. Пористость — лунки, раковины, скопления пор и рыхлость. Установлено, что основным видом брака при литье цветных сплавов, золота и серебра являются поры и раковины. Эти дефекты в основном связаны с усадочной пористостью и газосодержанием жидкого металла.

Основными причинами пористости служат: неправильное присоединение литников; неполное выжигание воска; недостаточное время обжига; быстрое нагревание опоки при вытапливании воска (кипящий воск и пар в модельной полости будут расшатывать частицы формомассы при отливке, что приводит к включениям); плохой состав сплава, чрезмерное количество отходов и опилок (следует использовать не более 50 % отходов с новым металлом). Прочитать остальную часть записи »