Трудности

В промышленной архитектуре, в отличие от архитектуры жилых и общественных зданий, автор проекта жестко связан требованиями технологических процессов. Большую роль в решении промышленного здания играют также конструкции, которые обычно остаются открытыми. Те затруднения, которые архитектор испытывает в процессе проектирования промышленного объекта и которые ему приходится преодолевать при разрешении противоречий между желательным и возможным, делают промышленное проектирование наиболее трудной областью зодчества. Это обстоятельство ставит в тупик многих архитекторов и приводит их к выводу о якобы невозможности создать в этой области полноценные архитектурные произведения. Трудности, с которыми архитектор сталкивается при проектировании промышленных предприятий, отнюдь не ограничивают художественных возможностей промышленной архитектуры. Промышленное производство предоставляет архитектору исключительное богатство форм и их сочетаний. Большое разнообразие сооружений и элементов промышленного строительства, их мощь и самобытный характер бесконечно обогащают палитру архитектора, работающего в этой области.

Для того чтобы добиться максимального архитектурно-художественного эффекта, архитектор должен обладать не только специальными знаниями и опытом, но и высоким архитектурным мастерством. Если основное положение марксистско-ленинской эстетики — необходимость соответствия формы содержанию при примате содержания — обязательно для архитектуры в целом, то оно, конечно, целиком применимо к промышленной архитектуре. Здесь пренебрежение содержанием и несоответствие архитектурной формы содержанию в особенности нетерпимо. Но промышленная архитектура не существует сама по себе. Поэтому она не могла в известной части не испытать на себе тех влияний, которые испытывала вся наша архитектура — от голого конструктивизма к неумеренному использованию готовых форм из классического наследия.