Человек с античных времен стремился оградить свое место пребывания. Сначала это были природные элементы — земляные валы или рвы с водой, а с развитием ремесел стали появляться примитивные каменные и деревянные заборы.

Ограждения были неотъемлемым элементом защиты городов. Их устанавливали на пути движения противника, умело сочетая с естественными природными препятствиями. В средние века большинство территорий окружалось рвом с водой. Вход в город являлся самым уязвимым местом ограждения, поэтому появлялись ворота с боковыми каменными башнями.

В XI веке н. э. популярными были порталы. Они состояли из каменных колон, соединенных между собой аркой. Часть ворот оснащалась специальным механизмом, позволяющим опускаться конструкции вниз. Такие сооружения играли роль моста, по которому можно было попасть в город.

Эстетика в сочетании с утилитарностью
Из-за дороговизны железа большинство ворот изготавливалось из дерева. Ограждения устанавливали на столбы в один или несколько щитов. Для защиты от осадков конструкцию укрывали кровлей с водостоками.

В деревнях двустворчатые ворота возводились для проезда телег с продуктами, сеном, лесом, а также прохода скота. На Руси деревянные сооружения строились довольно искусно — профессиональные мастера из самого простого материала умели творить настоящие чудеса. Ограждения украшались орнаментом и резьбой, а декоративные элементы покрывались яркой краской.

По убранству ворот судили о достатке хозяина дома. Зажиточные феодалы могли позволить себе установить ворота с двумя или тремя щитами. Для укрепления конструкции использовались кованые жиковины и запирающие элементы. Металлические накладки располагались по всей ширине ворот. Они дополнительно фиксировали доски, одновременно украшая конструкцию.

Главными заказчиками кованых ворот были церковь, феодалы и богатые горожане. Отсутствие цеховых ограничений давало кузнецам широкое поле для творческой деятельности. Уже в древности мастера искусно декорировали ограждения волютами и затейливыми узорами.

Первые конструкции ворот были деревянными распашными, открывавшимися вручную. Запирающие элементы также активно декорировались — их выполняли в виде голов животных, а крепили накладки на металлические гвозди, шапки которых напоминали цветы. Прототипом автоматики ворот можно назвать ступальное колесо, приводившееся в действие человеком, когда тот наступал на специальные планки.

От античности до наших дней
Декорирование ворот происходило постепенно. Ограждение долгое время имело исключительно утилитарное значение. Верхняя часть ворот могла иметь причудливую форму, придававшую необычный внешний вид конструкции. Однако такие элементы, прежде всего, устанавливались из-за соображений безопасности. Для защиты ворот от пушечных ядер и горящих стрел деревянные створки обшивались бронзовыми или железными пластинами. Новые сферы приложения сил кузнецы стали осваивать в период бурного развития промышленности. Ворота, кроме чисто утилитарного назначения, приобретали декоративную функцию, становясь главным украшением улиц городов. Наряду со строительством дворцовых сооружений кузнецы и архитекторы создавали уникальные по красоте входные конструкции, многие из которых сохранились до наших дней.

Уникальные памятники метало пластики древнего кузнечного ремесла — бронзовые двери центрального портала собора Сан-Марко в Венеции и французские ворота собора Нотр-Дам де Пари. Великолепным примером барочного художественного стиля можно назвать произведение Растрелли. В Санкт-Петербурге ворота Строгановского дворца практически не изменили первозданный внешний вид. Вход ажурной кованой ограды Екатерининского дворца в Царском Селе впечатляет своей красотой как искусствоведов, так и людей, далеких от искусства.

Традиции древних мастеров хранят и чтут современные кузнецы. Работая над коваными воротами, они делают намного больше, чем просто производят продукцию. Мастера создают настоящие произведения искусства, продолжая лучшие традиции древнего ремесла.

Комментарии запрещены.