История украшений

История украшений

История украшений берет начало в истоках человеческого общества. Наряду с эстетической функцией украшения выполняли и другие задачи: во-первых, служили в качестве амулетов или талисманов; во-вторых, они были отличительными знаками власти и богатства; в-третьих, ими скрепляли или застегивали одежду, обувь или пояс, укрепляли прическу; в-четвертых, они подчеркивали красоту человеческого тела.

Среди украшений для одежды в первую очередь следует назвать застежки (фибулы), известные в Европе с бронзового века. В ходе столетий они превратились из простой крепежной булавки в роскошные изделия из драгоценных металлов и камней. Непосредственным продолжением круглых, овальных и квадратных фибул можно считать застежки плащей или накидок (плювиалей); они сохранялись на светской одежде до конца XIII в., и их еще долго носило духовенство. Если парные фибулы соединялись цепочкой друг с другом, то их называли замочками. Их часто изготовляли из листового золота и украшали драгоценными камнями, жемчугом, филигранью и цветной эмалью, а также античными геммами и камеями.

В XIII в. на арену выступает рыцарство, которое делает центром своих интересов культ дамы и возвышенную любовь. В это время наряду с большими застежками для плащей появляются изящные аграфы. В женской одежде они застегивают отворот шейного выреза. Эти украшения, выполненные в виде сплетенных рук, пронзенных сердец, цветов, ключей и т. п., отражали личные отношения дарителя к возлюбленной. К прекраснейшим драгоценностям Средневековья принадлежат пластически моделированные, с эмалью по золоту аграфы работы бургундских мастеров начала XV в. Наряду с мотивами из Библии и церковной истории их украшали изображениями сказочных животных и птиц, женскими образами и цветами. Для позднеготических аграфов характерен высокий эмальерный рельеф с религиозными мотивами.

В эпоху Ренессанса фибулы, застежки для плащей и аграфы потеряли свое значение, но в XVIII в. они появились снова в виде брошей. Введение брошей приписывается мадам де Савиньи, придворной даме французского короля Людовика XIII. Наружная сторона брошей украшалась рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. В XVIII в. самыми модными были броши, усыпанные бриллиантами, в форме лент, букетов цветов, сплетенных ветвей с изящными деталями и эффектами асимметрии. К концу XVIII в. вошли в моду броши с миниатюрными портретами в золотой оправе с жемчужной каймой; на рубеже XVIII и XIX вв. броши стали представлять собой миниатюры, портреты, геммы, камеи и мозаику из полудрагоценных камней, заключенные в скромное обрамление. В 1830-х гг. появились неоготические броши из железа и чугуна. В 1860-х гг. при изготовлении украшений начали использовать платину в качестве оправы для бриллиантов.

В период Ренессанса разновидности аграфов использовались в качестве украшения для шляп. Шляпные пряжки-аграфы были исключительно популярны во всей Италии в первой половине XVI в.

В середине XVII в. появились пряжки на обуви и пряжки для панталон из золота и серебра с бриллиантами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. Наряду с дорогими экземплярами были и дешевые имитации, например английские стальные пряжки.

Пряжки на поясах с древнейших времен выполняли не только утилитарную функцию, но и свидетельствовали о происхождении и богатстве человека. Великолепные поясные пряжки найдены в древних захоронениях. Их декоративная отделка давала большой простор для фантазии ювелиров. В XIII-XIV вв. изготовляли пряжки из драгоценных металлов с пластическим декором, впечатление от которого усиливалось с помощью черни и эмали. В эпоху Ренессанса очень популярны были литые серебряные пояса, состоящие из отдельных подвижно соединенных звеньев. В Испании во второй половине XVI в. появились дорогие золотые и серебряные пояса из звеньев с ажурным узором, богато отделанные драгоценными камнями, жемчугом и эмалью.

Подвеска, вероятно, столь же древнего происхождения, как и само человечество. Наши далекие предки для защиты от врагов и в страхе перед силами природы носили амулеты, которым приписывали магическую силу. Позднее они превратились в подвески — стремление украшать себя блестящими предметами было присуще всем народам. К подвескам можно отнести и бляшки паломников, мощи в форме крестов, украшенные филигранью, зернью и насечкой полумесяцы, а также реликварии — ларчики в виде футляров.