Эмалирование

Эмалирование

Эмалирование — одно из эффективных средств придания художественной ювелирной отливке качественно новой эстетической ценности.

Эмаль представляет собой легкоплавкий сплав различных цветов. Ее наносят в порошкообразном состоянии на поверхность отливки, а затем наплавляют, подвергая обжигу. Эмаль не только украшает изделия (кольца, броши, кулоны и пр.), но и защищает их от коррозии.

В состав эмали входят кремнезем, глинозем и другие оксиды, называемые плавнями. Преобладание тугоплавких соединений (оксида кремния) приводит к частичной кристаллизации, к расстекловыванию. Легкоплавкие соединения (оксиды натрия, калия и др.) снижают прочность эмали.

По составу эмали разделяют на прозрачные и непрозрачные (глухие). Для получения цветных эмалей сначала готовят основной сплав, а затем к нему добавляют красители и снова все переплавляют.

Художественные эмали должны иметь температуру плавления до 800 °С, быть химически стойкими к отбеливанию, обладать хорошей кроющей и способностью, ярким цветом и блеском. Процесс эмалирования включает три основных этапа: подготовку изделия, нанесение эмали и обжиг.

Изделие готовят следующим образом: очищают от загрязнений, обезжиривают и травят. Перед наложением эмали ее куски размалывают в порошок с частицами размером до 0,01 мм. Стремятся к тому, чтобы эмалевый порошок был однородным по размеру зерен. Пылевидные частицы после разлома обычно удаляют, промывая порошок водой.

Размолотую эмаль смешивают с водой в виде кашицы и накладывают на изделие кистью или шпателем. Для получения качественного покрытия важно, чтобы температурный коэффициент расширения эмали был близок к коэффициенту расширения металла.

Для литья и эмалирования более всего подходит золото. На дошедших до нас фигурках из серебра эмаль в большей или меньшей степени сколота, так как она плохо сцепляется с серебром. Фигурки золотого литья моделируют в основном за счет эмали, а не золота. Золото образует только остов — металлический стержень, покрытый толстым эмалевым слоем. В таких изделиях эмали больше, чем металла. Это объясняется тем, что только так можно обеспечить сцепление эмали с металлом и исключить возникновение напряжений в металле. Напряжение, возникающее на границе между облитым металлом и эмалью, можно уменьшить, если эмаль наносить на небольшие плоскости, т. е. расчленить поверхность металла на ячейки и выемки. Идеальным способом будет покрытие литой поверхности тугоплавкой белой эмалью, смешанной с клеем (трагантом), который наносится на поверхность литого изделия слой за слоем кисточкой или шпателем. Ни в коем случае нельзя выглаживать отливку чеканом, так как при этом сцепление эмали с металлом будет сильно ослаблено. Следует использовать шероховатость отливки, по возможности усилив ее обработкой штихелем.

После наложения эмали изделие тщательно просушивают и обжигают при температуре 600-800 °С в муфельных печах с открытой спиралью. Ювелирные изделия помещают на специальные подставки из никеля или жаропрочного сплава эмалью вверх.

В процессе обжига наблюдают за состоянием поверхности эмали. Как только она приобретает стекловидный блеск, подставку с изделиями извлекают из печи. После обжига металлические части изделия, не покрытые эмалью, отбеливают для удаления оксидов. Отбеливание производят в слабом (до 15 %) растворе серной кислоты или в концентрированной соляной кислоте. Для эмалей с пониженной кислотостойкостью рекомендуют применять лимонную или щавелевую кислоту.