Техника художественного эмалирования разнообразна

Техника художественного эмалирования разнообразна

В одних случаях эффект достигается введением в композицию небольших цветовых пятен, в других — эмаль является основным декоративным элементом. Иногда эмалью покрывают почти все изделие, а металл служит только конструкционной основой.

Эмали бывают выемчатые, перегородчатые, прозрачные, гладкие и живописные (финифть).

Для декоративной отделки ювелирных художественных отливок чаще всего прибегают к выемчатым эмалям. Перегородчатые эмали применяются достаточно редко, и их техника не будет описываться. Гладкие эмали в основном используются при покрытии посуды, и о них тоже речь идти не будет, а прозрачные эмали применяются практически во всех случаях изготовления ювелирных отливок, и потому некоторые сведения о них будут изложены.

Выемчатые эмали. Для декорирования художественных отливок чаще всего применяют выемчатые эмали. При этом на поверхности изделия (на модели) предусматриваются специальные углубления — выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на прозрачность эмали: чем глубже выемка, тем глуше цвет. Обычно литьем можно получить выемку глубиной примерно 0,5 мм с вертикальными стенками. Следует помнить, что выемку нельзя дорабатывать чеканом или резцом, потому что из-за местной нагартовки могут возникнуть напряжения, которые отрицательно скажутся на сцеплении эмали с металлом. Необходимую доработку выемок следует осуществлять «облагораживанием», т. е. обжигом.

Дно углубления служит отражателем света, поэтому его тщательно зачищают. Для непрозрачных эмалей металлическую основу оставляют шероховатой.

Углубление может быть заполнено как частично, так и на всю глубину. В первом случае эмалью покрывают только дно, и тогда получается цветной мениск. Во втором случае после многократного нанесения эмали и обжига эмаль заполняет углубление в поверхности отливки заподлицо с краями.

Прозрачная эмаль очень хорошо смотрится на литом ювелирном изделии. Техника заключается в том, что невысокий металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной эмалью так, что скрывают его выступы. Рельефное изображение просматривается сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее. Своеобразный эффект света и тени как бы увеличивает глубину рельефа. В литых изделиях это выполняется довольно просто.