Подъем и небывалый расцвет

Подъем и небывалый расцвет

Невиданный подъем и небывалый расцвет пережили подвески в эпоху Ренессанса, оставив далеко позади себя другие виды украшений. Мужчины, женщины и дети с равным удовольствием носили многоцветные роскошные подвески из драгоценных металлов, как правило, удлиненных грушевидных очертаний.

Испанские подвески XVI в. отличались особой роскошью: лицевая сторона этих изделий представляла собой пластические фигурные мотивы, а оборотная, плоская сторона украшалась орнаментом и эмалью.

Были широко распространены зооморфные подвески, чаще всего в форме орла, лебедя, петуха, ящерицы и других животных; нередко встречались сказочные персонажи — единороги и драконы.

К началу XVIII в. очень модными стали га-лье с бриллиантовыми подвесками каплевидной или звездообразной формы. Классицизм с его любовью к резному камню послужил стимулом для дальнейшего развития подвесок. Геммы и камеи, портреты и миниатюрные изображения стали носить в виде медальонов на ленточках и цепочках как нагрудное украшение. В дальнейшем подвески стали объединять в одно целое с шейными украшениями.

Шейная цепочка была известна и любима еще в доисторические времена, однако затем долгое время оставалась без внимания. В XV-XVI вв. носили тяжелые массивные золотые и серебряные цепи: во Франции, Англии и Испании мужчины, а в Германии и женщины. Во времена барокко дамы отдавали предпочтение жемчужным нитям, а в XVIII в. — бриллиантовым колье.

Браслет известен с самых ранних времен. В Северной Европе носили браслеты поверх одежды, а на юге (особенно в Италии) предпочитали браслеты из драгоценных металлов с жемчугом на открытой руке. В эпохи барокко и рококо интерес к браслетам заметно снизился, но начиная с последнего десятилетия XVIII в. снова вошли в моду простые золотые ободки: их носили на запястье по нескольку штук. Из чугуна, ставшего модным после войны с Наполеоном, создавали весьма своеобразные браслеты.

Многочисленные находки в гробницах доисторических эпох свидетельствуют о том, что серьги и ушные подвески носили не только женщины, но и мужчины, и дети. Придворный средневековый костюм позаимствовал серьги из восточного и римского ювелирного дела. Прекрасные, украшенные зернью и филигранью серьги из драгоценных металлов были модными в Центральной, Восточной и Юго-Восточной

Европе, несколько менее — в Западной Европе. В эпоху Ренессанса для изготовления серег использовали драгоценные камни и большие грушевидные жемчужины. К началу XVII в. серьги стали чисто женским украшением. Особенно модными они становились тогда, когда мода требовала оставлять открытыми уши и шею, что усиливало производимый ими эффект. На рубеже XVIII и XIX вв. появились гладкие серьги, позднее сказалось пристрастие к геммам и камеям. Серьги с высокими художественными достоинствами изготовляли и из чугуна.

Кольцо первоначально было не украшением, а удостоверением личности, чем-то вроде личной печати. Лицо, носившее кольцо-печатку, обладало определенной властью или исполняло некую должность, о чем говорят многочисленные примеры из мифологии и истории. В Риме кольцо было признаком принадлежности к нобилитету; в наши дни папское кольцо с изображением рыбака и аметистовые кольца входят в облачение кардиналов и епископов. Обручальные (свадебные) кольца нужно рассматривать как символ взаимной принадлежности супругов, а не как украшение.

Наряду с этим уже в древности появилось кольцо-украшение. Древние приемы ювелирного дела (филигрань, скань, эмали, и литье) нашли широкое применение при изготовлении колец. Во времена готики кольцо служило также символом интимных отношений. С XII в. на основании папской привилегии настоятелям разрешалось носить пастырские кольца, которые паломники уносили из Рима на родину как сувениры.

В качестве украшения во времена готики было популярно простое золотое кольцо с гравированной поверхностью, а также пластически декорированные кольца. Ренессанс и в кольцо вдохнул новую жизнь — оно стало тяжелее и массивнее, часто украшалось резными камнями. Кольца-близнецы порознь украшали руки обрученных; кольца с секретом состояли из трех узких сегментов: расцепленные и сдвинутые ободки составляли какой-либо символ, например крест. Романтизм отразился в памятных и траурных кольцах, которые особенно ценились в XVIII в. в Англии. Резной камень (прозрачный и непрозрачный) до конца XIX в. оставался популярным украшением кольца, но самым красивым и дорогим камнем для кольца на исходе XIX в. был солитер — большой бриллиант в платиновой оправе.