Художественное литье из чугуна

Художественное литье из чугуна

Казалось бы, чугун… Какое сразу возникает представление о предметах, сделанных из чугуна? Чугун или чугунок — металлический горшок, кухонная принадлежность, ничего общего не имеющая с произведением искусства по металлу. А ведь еще полтора столетия назад на Всемирной выставке в Париже художественные изделия именно из чугуна удивляли своим изяществом и красотой; цепочка для часов, весящая всего-то 20 г, браслет, состоящий из 100 звеньев, миниатюрная скульптура, кружевная чугунная посуда…

Чугун — это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Однако из этого, казалось бы, грубого материала можно отливать настоящие эстетические шедевры.

Художественное литье из чугуна — тоже универсальная работа. Это удел не только мастера по литью. Мало отлить по какой-то модели изделие. Без владения чеканным искусством литейщику не создать художественного произведения. Отлитая из чугуна скульптура или другое изделие будет мертвым без прикосновения чекана, без декоративной отделки. Вообще технология производства художественных предметов из чугуна практически аналогична созданию изделий из других металлов и сплавов — бронзы, латуни, силумина, серебра, золота.

Мастер художественного литья должен обладать умением формовки, чеканки и декора, ведь литейщик — это еще и чеканщик, и декоратор. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, необходимо избрать соответствующую форму для любого литейного произведения.

Формовка — тоже большое искусство. С формовки, собственно, и начинается весь непростой процесс создания изделия. Опоку изготовляют так же, как и при других видах литья (металлический квадрат или прямоугольник со стенками необходимой высоты).

Восковую или бронзовую модель в песчано-глиняную смесь в опоке с литником и выпором. Далее — по уже известной технологии. Если скульптура сложной формы, то ее собирают из нескольких опок. Сложность формовки состоит в том, чтобы многофигурную поверхность модели с выступами и углублениями разделить на возможно меньшее количество частей заформовки — от этого во многом зависит качество литейного изделия. Многофигурные композиции отливают частями, а затем компонуют в группу.

Как уже отмечалось, отливки нуждаются в прочеканивании. Прочеканивание сглаживает поверхность, удаляя ненужные выступы и впадины, а также формирует рельеф изделия, придает четкость деталям, общему контуру. Именно гармоничность проработки деталей и решение композиции в целом делают литейное произведение выразительным. Полную законченность изделию дает его окраска. Определенный цвет органически связан с особенностями материала, его пластическими и цветовыми особенностями. Идеальная окраска — тонкое искусство.

Словом, мастер художественного литья — это и формовщик, и литейщик, и чеканщик, и специалист по окраске, и даже скульптор. Все эти специализации сочетают настоящие мастера — художники по металлу.

Во второй половине XX в. одним из лучших заводов, выпускающих художественное чугунное литье, был Каслинский завод. Это предприятие являлось универсальным, сохранившим традиции русского художественного чугунного литья. (История Каслинского завода начинается с XVIII в.)

Значительный вклад в дело развития каслинского литья внесли модельщики, формовщики, чеканщики, мастера покраски, чье мастерство и вдохновенный труд превратили такой ординарный материал, как чугун, в подлинное произведение искусства.

Плодотворное сотрудничество заводских скульпторов и таких мастеров цеха художественного литья, как модельщики, формовщики, чеканщики, являлось прочной основой для создания и тиражирования высокохудожественных изделий, отражающих лучшее, что было накоплено не одним поколением каслинских умельцев. Не исключено, что и в настоящее время сокровищница каслинского художественного литья может возродиться.

В недавнем времени получила развитие и такая разновидность литья из чугуна, как чугунное архитектурное литье — садово-парковые изделия, которые имеют большой спрос. Речь идет о садовой чугунной мебели, оградах для особняков, решетках, беседочных колоннах и других атрибутах садово-парковой архитектуры. Эти предметы отливаются частями, что дает возможность индивидуальному мастеру самостоятельно их изготовить.