Работы кузнеца-художника

Работы кузнеца-художника

Работы кузнеца-художника Константина Щацкого подсвечники. Под одним из них этикетка гласит: «Подсвечник настенный, металл, ковка, 1980 г. Экспонировался на выставке „Мелодии огня", Москва, 1988 г.».

Необходимо дать справку: эта выставка была первой кузнечной выставкой в Советском Союзе, и в ней участвовало около пятидесяти кузнецов из разных городов и республик.

Константин Шацкий — один из основателей музея — родился в подмосковной деревне. О себе он рассказывает: «Идешь, бывало, по деревне, а ноги сами сворачивают в кузницу. Стоишь и смотришь, как огонь в горне горит, как кузнец по раскаленному металлу молотом бьет. Иногда выпадали и счастливые моменты — дадут меха покачать или какую-нибудь заготовку подержать». После армии Шацкий пошел работать кузнецом на Первый московский часовой завод. Сначала был помощником кузнеца, а потом стал работать самостоятельно. В свободное от основной работы время занимался художественной ковкой и чеканкой. Со временем он стал ведущим специалистом в области художественной ковки, участвовал во многих выставках и обучал молодых ребят кузнечному делу. Если он видел, что ломают какое-нибудь здание с коваными изделиями, то бросался спасать их и после реставрации приносил к нам в кузнечный музей.

Надо сказать что представленные здесь подсвечники не только выполнены на высоком художественном уровне, но и видно, что все они несут «тяжесть и кузнечную красоту» ковки. Настенный подсвечник того же автора, откован из относительно тонких заготовок и выглядит очень красиво и изящно.

Напольные подсвечники К. Шацкого выглядят очень легко и изящно, хотя весят они много: подсвечник и вешалка для каминных приборов (слева направо: метелка, кочерга, вилочка и совочек).

Стенд с цветочной веткой и стенд с цветами и бытовым инструментом собраны из изделий, которые кузнец Шацкий вытаскивал из развалин домов при их сносе. В дальнейшем все эти изделия он отреставрировал и создал прекрасные стенды, которые и передал в музей.

Только на трех рисунках (1.4.15-1.4.17), удалось поместить уникальную многоярусную люстру кузнеца Юрия Карапетяна (Ереван, ПО «Урарту») — одного из ведущих кузнецов-художников Армении 1980-х гг. Напольный и настольные подсвечники самобытного мастера. Первый подсвечник выполнен в типичном армянском стиле- все лаконично и величественно. Настольные подсвечники выкованы на пневматическом молоте из квадратных заготовок больших размеров (это видно из размеров оснований) с разрубкой центрального стержня у некоторых заготовок и скруток у других. Исполнить такие кузнечные «выкрутасы» мог только кузнец очень высокой квалификации. Эти подсвечники являются шедевром мировой кузнечной культуры!

Каминные приборы Ю. Карапетяна всегда пользовались большой популярностью у заказчиков, а стойки для каминных приборов заказывались постоянно.

И в завершение рассказа о работах Ю. Карапетяна представляем одну из его последних композиций — «Древний звон».

Анатолий Корнеев — один из крупнейших кузнецов России, художник и философ, создатель и первый председатель Московского творческого союза кузнецов-художников. Его работы находятся не только в музеях Москвы, но и в частных коллекциях в Германии, США и Италии. Перед созданием своих кузнечных шедевров он рисовал большое количество эскизов и картин. Некоторые из его работ представлены — эскиз композиции «Архангел Михаил», 1.4.8 — кованая композиция «Архангел Михаил», кованая композиция «Георгий Победоносец», «Космос». Заканчивая обзор работ А. Корнеева, представим его философскую композицию «Воспоминание о лете».

Он являлся председателем Союза кузнецов Нижнего Новгорода и много сделал для сохранения памятников кузнечного искусства и ремесла. У его мастерской была уникальная выставка старинных оград и ворот, которые он спасал при разрушении старых зданий.

Он создал в Нижнем Новгороде большое количество интересных кузнечных композиций, одна из них украшает фасад Детского театра.

Композиция «Дружба славянских народов» откована киевскими кузнецами В. Деминым, 0. Стасюком и А. Миловзоровым.

Композицию из кованых предметов составил кузнец из Санкт-Петербурга Л. Быков. Братья В. и Н. Кривошеины «связали» из стального прутка уникальную плетенку под старину, а кузнец из Польши Анджей Даньковский отковал оригинальную композицию «Зарождение жизни».