Принцип изготовления литейных форм

Принцип изготовления литейных форм из известняка такой же, как и из глины. Разница лишь в том, что полость формы набивается резцами. Используя для литейных форм одну из разновидностей известняка — шифер, имеющий плотную структуру и хорошо поддающийся обработке, старинные мастера с помощью гравировки выполняли сложные формы и получали высокохудожественные произведения. В качестве материала для таких форм можно использовать пластины из тигельного графита или графитовых электродов для электроплавильных печей, так как графит хорошо поддается обработке резанием. В заготовленных пластинах необходимого размера прилегающие поверхности зачищают мелкой наждачной бумагой, а затем притирают одну к другой. В двух точках пластин просверливают сквозные отверстия, через которые их стягивают болтами и гайками. Отверстия сверлят в тех местах, где они не будут мешать изготовлению формы и литников. После подготовительных операций приступают непосредственно к изготовлению (вырезка и гравировка) литейной формы и литниковой системы.

Перед заливкой металла графитовую форму изнутри необходимо покрыть тонким слоем каолина или мела, разведенных в воде, с добавлением столярного клея, чтобы предохранить ее от выгорания.

После извлечения отливки из формы она обычно имеет некрасивый вид — с пригаром частичек формовочной смеси, цветами побежалости и т. д. В этом случае механические загрязнения удаляют с помощью стальной щетки, а затем изделие отбеливают в кислотах и щелочах.

Медь, бронзу, латунь и мельхиор обычно обрабатывают в два приема: сначала выполняют предварительное травление, а потом окончательное или глянцевое. Состав раствора для предварительного травления следующий: азотная и серная кислота — по 250 мл, натрий хлористый — 0,5 г. Время обработки — 4-5 с, температура раствора — 20-25 °С. Для окончательного травления используют такой раствор: азотная и серная кислота — по 250 мл, соляная кислота — 5 мл, голландская сажа — 1-1,5 г. В этот раствор изделия погружают на б-8 с, затем быстро промывают в воде.

Свинец травят 5-10-процентной азотной кислотой, цинк и кадмий — 5-20-процентной соляной кислотой, а алюминий — 10- 20-процентным раствором едкого натра.

В приведенных составах растворов применяются концентрированные кислоты. Следует помнить, что работа с ними требует особой осторожности, готовить их необходимо под вытяжкой или на улице.

В заключение раздела о художественном литье в условиях индивидуальной мастерской будет полезно познакомить нашего читателя с конкретным человеком, настоящим мастером своего дела, литейщиком-художником Сергеем Поповым, который после окончания школы отправился в Подмосковье, где учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище имени Васнецова.

Сначала он занимался ковкой, а затем художественным литьем.

И вот уже 15 лет главное его занятие — художественное литье, в котором он достиг немалых высот мастерства, создал более 300 работ. Некоторые из них мы представляем читателю.

Комментарии запрещены.