Фигурные чеканы

Фигурные чеканы имеют какой-либо орнамент на рабочей поверхности (завиток, лист, розетка, инициалы, цифры и т. п.) и применяются для ускорения процесса чеканки.

Кроме чеканов в процессе чеканки могут использоваться и сечки — зубильца, заточенные с одной стороны, применяемые для просечки фрагментов в изделии.

При необходимости можно использовать чеканы из твердых пород дерева; они просты в изготовлении, не наклепывают металл во время чеканки и при работе издают меньше шума.

В зависимости от размера рисунка чеканки применяют чеканы разной величины: так, например, для мелкой ювелирной пластики используются чеканы из кованых стальных заготовок диаметром 3-4 мм, а для крупных работ — 15-20 мм
и более.

В качестве ударного инструмента применяют специальные чеканочные молотки, у которых боек имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую в сечении), а задок — сферическую. Бойком наносят удары по чекану, а сферическим задком непосредственно выколачивают различные углубления.

Большое значение при работе имеет форма рукоятки. На основе многолетней практики определено, что наиболее удобна плоская, изогнутая, с утолщением на конце рукоятка, которая не утомляет руку и удобно лежит в ладони.

Для чеканки полых сосудов изнутри применяют так называемую трещотку, которая забивается одним концом в деревянную колоду или зажимается в тисках, а по другому при чеканке наносятся удары молотком. В старину работали на цельнокованой, мастер наносил удар по продольному стержню и в результате упругости рабочий конец трещотки наносил удар изнутри по стенке сосуда и выколачивал рельеф.

В настоящее время используют шарнирную трещетку, состоящую из основания , в котором установлено на шарнире коромысло с хвостовиком  и ударником . Коромысло удерживается в горизонтальном состоянии упором , а при ударе молотком  по хвостовику ударник перемещается верх и деформирует сосуд  изнутри. Для определения места удара на верхней линейке  установлен перемещающийся указатель .

Основой для чеканки могут быть: мешки из плотной брезентовой ткани, наполненные песком, толстая листовая резина, листовой свинец, войлок и даже пластелин в виде плиты.

Для работы с большими поверхностями и глубокой вытяжки используют ящики со смесью на основе смолы, а для выравнивания фона и проведения мелких штриховых работ — стальные, чугунные, каменные или деревянные плиты.

Смоляную основу готовят следующим образом: смолу загружают в котел и с помощью электрического нагревателя растапливают (открытый огонь нежелателен, так как смола может загореться), затем добавляют наполнитель — мелкую сухую землю, формовочную смесь, золу и т. п. Для большей вязкости в смолу можно добавить 5-10 % воска, а для большей клейкости и прочности — канифоли. Готовую смесь переливают в ящик и выравнивают скребками.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.