Просечная техника

Просечная техника применяется не только как самостоятельный вид узорной обработки листового металла, но и в комбинации с другими видами художественной обработки металла.

Накладные элементы просечного декора используются для украшения изделий, полученных методом ковки или литья, а также чеканных произведений.

Просечной орнамент красиво дополняет чеканку, ковку или литье.

При изготовлении предметов в просечной технике могут применяться чеканные инструменты и приемы чеканки. Для придания просечному рисунку завершенности его контур проходят с тыльной стороны. Или может быть так, что в чеканно-просечном изделии основной орнамент является чеканным рельефом, а фоном — просечной ажур.

Это же касается столь популярного вида художественной обработки металла — чеканки. Хотя естественно, что главная цель чеканщика — создание самостоятельных, т. е. чисто чеканных произведений.

Вы, наверное, не раз видели художественную кованую решетку или витые лестничные перила, украшенные чеканными вставками из цветных металлов. А кованые перила из вороненной стали с чеканными накладками из золотистой латуни! Или фигурное литье из алюминия в железной ограде! Такие аппликации можно выполнить техникой, близкой басме. Выполняют контур из прутка черного металла. Пустоту заполняют цветной вставкой, которая крепится к контуру струбцинами. Киянкой осаживают вставку; после осадки струбцины снимают, чеканку обрезают по прутковой рамке, по краям и впаивают в нее.

Более простой способ — крепление чеканкой накладки непосредственно на прутья решетки. Если за решеткой нужно что-то скрыть (хотя бы частично), чеканка уже не только украшение, но функциональный защитный элемент. Украшенные таким образом просечные фронтоны, ставни окон, лестницы, коньки крыш, навершия дымовых или воронки водосточных труб не только исполняют свои основные функции, но и одновременно радуют глаз своими эстетическими формами.

Сочетание различных деталей из черных и цветных металлов и сплавов еще более гармонично и красиво в витражах, когда светит солнце, в светильниках при включенных лампочках.

Представьте: черный кованый металл, фигурное гнутье, тонированное в синий цвет, чеканные вставки из красной меди, алюминиевый литой центральный декор и цветные стекла! Богатейшая цветовая гамма бликов и переливов на ярком свету. Или кованая медь, тонированная в шоколадный цвет, и сетчатая золотистая латунь в одном изделии.

Конечно, это очень трудоемкая работа: изделия сложные, включают элементы разных видов художественной обработки металла — ковки, гнутья, витой сетчатой пайки, литья.

Технология сетчатой пайки. Заготовки: гипсовый шаблон по форме плафона, проволока для каркасов секций стакана 3-4 мм в диаметре, завитки из тонкой латунной проволоки, которые должны плотно прилегать по всем радиусам изгибов шаблона и соприкасаться как минимум в трех точках друг с другом. Посаженные на нитроклей и обвязанные проволокой, завитки паяются оловянно-цинковыми припоями, после припаивается каркас секции. Затем готовые (пропаянные) секции собираются в плафон.

Для лестничных или балконных перил требуется большое количество одинаковых деталей. Рационально их отливать и соединять коваными узлами. Обычно отдается предпочтение чугунному литью. Однако можно использовать и алюминиевый сплав, которому при необходимости придается черный цвет. Литые элементы крепятся к прутьям заклепками по центру. Заклепка фигурная является самостоятельным декором. При закреплении литейной накладки на кованую сталь методом сварки в литейную форму вставляют стальную шпильку, которая срастается с заливкой, а в решетке в месте крепления отливки сверлят для шпильки сквозное отверстие. С тыла это отверстие глубоко зенкуют, вставляют шпильку и в месте зенковки заваривают и шлифуют вровень с решеткой. Литые накладки из мягких сплавов очень просто крепятся саморезами: в пруте просверливают сквозное отверстие, а в отливке — глухое, в которое и ввинчивают саморез с тыльной стороны.

Любые соединения в комбинированных композициях должны отвечать двум требованиям: быть надежными и красивыми, не нарушающими целостность произведения, созданного в различных техниках.

Оконные, дверные, каминные решетки могут быть как цельными, так и двустворчатыми и многостворчатыми; квадратными, прямоугольными, со скругленными углами. По технике исполнения — гнутыми, коваными, литыми, а также комбинированными — ковка и гнутье; ковка и чеканка; ковка и литье; чеканка, ковка и литье и т. д.

Настоящими шедеврами сложной художественной обработки металла являются также подсвечники и люстры в объединенной технике, рамы для зеркал, кованая мебель с накладным литьем или чеканными украшениями, металлический декор в архитектуре.

Комментарии запрещены.