Перекрестия полос

Перекрестия полос для красоты закрывались стилизованными цветами или розетками. В некоторых случаях все накладные элементы на дверях гравировали или украшали орнаментом, замки и личинки с декоративными элементами украшали ворота и двери и, следовательно, весь дом. Детали между собой скреплялись заклепками с гранеными шляпками. Стыки и перекрестия закрывали красивыми розетками, коваными цветами и различными завитками. На массивных металлических или дубовых дверях основную декоративную нагрузку несли ручки-стукала. Они имели вид кольца из гладкого или витого металла с бусиной внизу. Под бусину ставилась круглая пластина — подстукальник, а под верхнюю петлю часто подкладывали пластинку из просечного железа. Эти массивные красивые рукоятки использовали для стучания в дверь, поэтому их в старину и называли стукалами. Замочная скважина под рукояткой обычно закрывалась личинкой из просечного или орнаментированного листового металла.

Внутренние или накладные замки кроме выполнения функционального назначения еще и украшали двери и ворота. Металлический лист, или основа, на которой крепились рабочие-элементы замка, имел красивую форму, пружины представляли собой завитки и спирали различных размеров. Многие накладки, в том числе и личинка, имели красивые формы с просечным орнаментом. Большое мастерство проявляли кузнецы при изготовлении ключей. Язычок ключа прорезался различными пазами и отверстиями, а стержень имел различные утолщения и гравировку, но наибольшей декоративностью отличалась головка.

Большую декоративность придают кованые гвозди, болты и заклепки. Как изготовляются головки гвоздей и болтов. Вначале осуществляют высадку, а затем в гвоздильне производят осадку. Для получения декоративной головки ее формуют при помощи шляпного молота (предварительная высадка;  - обработка сферическим шляпным молотком; п. 3 — обработка ребристым шляпным молотком). Можно головку разрубить на четыре части, а затем оттянуть «отщепы» на острие и сформировать из них бутон. Используя кузнечный инструмент и свою богатую фантазию, можно создать целый мир оригинальных гвоздевых шляпок. При изготовлении болтов с оригинальными шляпками необходимо стремиться, чтобы головки по форме совпадали с гайками. Для большей красоты под головки и гайки можно подкладывать красивые розетки, которые изготовляются из листового металла.

Кузнечным орнаментом оформлялись и предметы быта. Так, например, основа сечки выковывалась из толстого листового материала и имела круглую или эллипсоидальную форму режущей части и втулку для ручки. Верхняя часть сечки оформлялась завитками или спиралями, а наиболее нарядные — узором, состоящим из завитков, уменьшающихся по мере подъема вдоль втулки. Фигурные деревянные ручки таких сечек изготовлялись из твердых пород дерева.

Как отмечалось выше, практически все кованые предметы имели орнаментацию, поэтому необходимо сказать несколько слов о кузнечных орнаментах. Кузнец, в отличие от чеканщика или гравировщика, располагает значительно меньшим набором инструмента для орнаментации изделий. Он в основном пользуется своим рабочим инструментом: ручником, гладилками, обжимками, зубилами, пробойниками, а также некоторыми инструментами чеканщика и слесаря. Орнамент может наноситься как на горячую заготовку- это набивка, так и на холодную — это насечка. В первом случае орнамент получается объемный, глубокий; во втором — плоскостный.

Штриховой орнамент — насечку наносят на холодное изделие кузнечным зубилом: для насечки прямых линий пользуются зубилом с прямолинейным лезвием, а для кривых линий — зубилом с криволинейной режущей кромкой. При этом если режущая кромка зубила несколько притуплена, то линии будут иметь более мягкие очертания. Для окружностей разных размеров применяют специальный инструмент типа трубочки. Сочетая работу зубилами, имеющими различную кривизну лезвия, можно создавать довольно сложные и красивые орнаменты типа цветов, розеток, кружков, волют и т. п. В ряде случаев насечку наносят на элементы изделия и в процессе ковки: отковывают листочек, затем на его поверхности насекают зубилом различные прожилки и только после этого придают листу натуральную изогнутую форму. Если же насечку необходимо нанести на уже готовое объемное изделие, то следует применять специальные оправки, чтобы не изменить заданную форму.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.