Литье в шликерные формы

Одним из разновидностей литья в единые гипсовые смеси является процесс литья в шликерные формы. Технологический процесс изготовления ювелирных отливок остается таким же, как и при литье по выплавляемым моделям эстрих-процессом. Исключением является применяемая формовочная смесь, используемая в процессе литья ювелирных изделий.

Шликерная формовочная смесь представляет собой систему тонко размельченного термостойкого материала (наполнителя), распределенного в жидкой среде (затвори-теле), т. е. суспензию порошка в жидкости. Наполнителями могут быть термостойкие материалы, применяемые в эстрих-процессе. Жидкой фазой шликерных смесей в большинстве случаев является дистиллированная вода.

В качестве примера изготовления шликерных смесей для литейных форм высокотемпературных сплавов, таких как сталь, сплавы платины и палладия, рассмотрим воднокварцевый шликер с микродобавками Al203; Na20; MgO; S03. Кварцевое стекло с указанными добавками подвергается дроблению до кусков размером 1-5 мм
с последующим дроблением в керамической шаровой мельнице объемом 30 л.

Загружают 16 кг стекла фракции 1-5 мм, 25 кгуралитовых шаров и 4 л воды. Время помола 40 ч. Шликер считается готовым, если он отвечает следующим технологическим требованиям: гранулометрический состав 0,002 мм; влажность 20 %; плотность 18 кг/м3; вязкость по воронке ВЗ = 35 с, рН = 5,7.

Готовый шликер заливают в разъемную гипсовую форму, в которой помещается блок моделей. Гипс поглощает из шликера водную составляющую, а твердая фаза (мелкодисперсный наполнитель) осаживается на блоке моделей, образуя сырую керамическую форму. После отбора водной составляющей гипсовую форму открывают и извлекают сырую керамическую форму, которая подвергается сушке при комнатной температуре в течение 2,8-5 ч. Далее выплавляют модельный состав и производят обжиг керамической формы из кварцевого стекла при 900-950 °С.

Качество отливок, залитых в формы из шликерных смесей, как правило, хорошее. К недостаткам относят высокую трудоемкость при изготовлении шликера и разъемных гипсовых форм, а также трудность разрушения гипсовых форм при извлечении отливок: тонкие отливки при этом могут деформироваться.

Преимущества процесса:

а) высокая точность и малая шероховатость отливок;

б) минимальный припуск на механическую обработку и без нее;

в) получение отливки любой конфигурации;

г) неразъемные формы и модели;

д) изготовление тонкостенных отливок;

е) малые термические напряжения;

ж) возможность получения отливок с любой структурой.

Недостатки процесса:

а) большой объем ручного труда;

б) большая энергоемкость процесса подготовки шликера;

в) большая трудоемкость при подготовке шликера;

г) трудность при изготовлении гипсовых пресс-форм;

д) трудность при разрушении гипсовых форм при извлечении отливки;

е) тонкие отливки могут деформироваться.

Образцы отливок, полученных по выплавляемым моделям в оболочковые формы (ЛПВМ), (дипломные работы выпускников кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ, музей МГУПИ).

Комментарии запрещены.